Эндуро-экипировка. Для чего нужна, какую выбрать и как выбирать?

Дорогие райдеры! Уже не первый раз мне задают вопрос с просьбой подсказать, какую экипировку лучше использовать в условиях эндуро. Сразу оговорюсь, что для каждого человека есть своё понятие эндуро. Однако, если ваше понимание эндуро примерно совпадает с моим — прыжки через брёвна и шины, заезды на крутые горки, преодоление сложной песчаной местности и серьёзных лесных завалов, скоростные прохваты по лесным тропам и гравейке, езда по очень скользкому покрытию, в том числе по грязи и через броды — то из своего опыта я могу подсказать, что лучше защитит вас.

Итак, начнём!

Шлем


Это самая важная и основная защита для каждого мотоциклиста. Шлемов бывает очень много, но для нашего дела подходят только эндуро и кроссовые шлемы. Это очень прочные шлемы, которые максимально защищают нас в условиях, в которых мы ездим. Козырёк защищает нас от сыплющейся сверху грязи и от солнца, нижняя вытянутая «челюсть» шлема защищает нас при «лицевых» падениях, полётах через руль, а также позволяет фиксировать очки и т.д.

Моим первым шлемом был эндуро-шлем M4U с визором:


Этот шлем мне очень понравился. Он хорошо и плотно сидел на голове и был особенно хорош на скоростных участках и в прохладное время года. Спустя какое-то время я пришёл к выводу, что визор большую часть поездки у меня открыт, а следовательно, он мне не особо нужен. Также он мне иногда мешал даже в открытом состоянии, особенно на узких тёмных лесных участках и при прыжках через брёвна. Я решил перейти на кроссовые шлемы с очками и приобрёл себе шлем LS2 Dirty Racers:


Шлем мне очень понравился, хотя имел один недостаток — внутренняя съёмная левая подушка постоянно царапала мне до крови ухо острым пластиком, когда я снимал шлем. Этот момент в шлеме я исправил (подточив и обработав пластик подушки) и шлем стал практически идеальным. Однажды я заметил, что на сильных кочках и прыжках через крупные брёвна шлем стал немного ёрзать, доставляя неудобства. Размер шлема был «L», как и у прошлого моего шлема. Мог ли я не замечать такое ёрзание шлема раньше? Мог. А может быть подсели подушки шлема. Сложно было утверждать однозначно. Но пришло время покупать новый шлем, так как шлем должен сидеть на голове очень плотно! Почитав отзывы в интернете, послушав рассказы мотокроссменов и пощупав «вживую» несколько моделей, я остановил свой выбор на шлеме Airoh:


Этот шлем сел на голову «как влитой». Единственный недостаток — сложновато снимать из-за его специфической формы, старающейся повторить овал головы до самого низа. Эта специфика шлема позволяет как раз таки ему очень здорово и плотно держаться на голове. Поэтому, лучше уж испытывать удовольствие при езде и неудовольствие при снимании шлема, чем наоборот. Также у шлема есть очень, на мой взгляд, полезная штука — лицевая часть (назовём её «носом») выполнена в такой форме, что очки упираются не в наш нос, а в нос шлема, что позволяет оставаться нашему носу не зажатым очками, тем самым оставляя нам возможность дышать! В других шлемах очки ни во что не упирались и падали прямо на нос со всеми вытекающими последствиями.

При подборе шлема помните главное — он должен очень плотно сидеть на голове, практически сжимать вашу голову (без фанатизма, конечно). Если шлем хоть чуть-чуть ёрзает, знайте, это на ваша модель или не ваш размер! Лучше потратить время на поиски шлема, чем купить не подходящий вам по размеру. Также помните, что со временем подушки шлема хоть немного, но «подсядут», поэтому Ваш плотный шлем сегодня может оказаться не таким плотным уже через месяц.

Черепаха


Черепаха — это комплексная защита вашего тела, а именно: грудь, спина, плечи и локти. В условиях эндуро я рекомендую использовать именно черепаху. Защита, которую используют в мотокроссе, менее эффективна в условиях эндуро. Дело в том, что моткросс проходит на открытых площадках и хоть там падения часты и неизбежны, но почти всегда есть пространство, куда можно приземлиться райдеру. В условиях эндуро пространства зачастую не бывает, так как впереди нас поджидает либо дерево, либо серьёзный овраг, а времени, чтобы успеть сгруппироваться и удачно шлёпнуться — нет! Поэтому экипировка эндуро защищает лучше. Конечно, есть в ней и минусы — она очень жаркая. Но лучше вспотеть и отделаться синяком, чем остаться холодным во всех смыслах этой фразы. ;) Я использую черепаху Acerbis с первого моего дня занятия эндуро:



Данная черепаха имеет прочный панцирь, спрятанный в пластик. Также данная черепаха защищает наши руки от попадания веток, которые очень часто безжалостно хлещут нас на лесных дорогах. Разумеется, будет всё равно больно, но не так, как если бы мы получили веткой по голой руке.

Наколенники

Этой частью защиты некоторые начинающие райдеры совершенно пренебрегают, считая, что эта часть защиты лишняя. Однако, я могу точно сказать, что наколенники — это очень важная часть защиты. Наши колени имеют очень сложную структуру (чашки, хрящи, миниски, связки и т.д.). Повредив один раз колено можно на всю жизнь остаться хромым и забыть не только про мотоцикл, а про многие другие активные виды спорта и отдыха. Падая с мотоцикла, как правило, мы приземляемся на колени или хотим так приземлиться из-за нашей физиологии. В результате, падая даже на землю средней мягкости, можно получить приличный ушиб! А если земля будет твёрдой или на земле будет какой-то предмет или этим предметом окажется мотоцикл? Результат такого удара будет очень плачевным. Поэтому, безо всяких раздумий покупаем наколенники и надеваем их КАЖДУЮ поездку! Я использую наколенники Acerbis:

Эти наколенники показали себя с очень хорошей стороны. Из минусов я бы выделил постоянно растягивающиеся ремешки — лучше всего их заменить на ремешки-липучки.

Мотоботы


Мотоботы рекомендую покупать кроссовые — они дубовые и спасут ногу даже при невероятно сильном падении или попадании в ногу некоего предмета (бревна, камня и даже мотоцикла). Эндуро-боты намного мягче кроссовых. В них удобнее переключать передачи и передвигаться пешком. Но в условиях жёсткого эндуро я бы не считал это достоинствами, так как нам нужна максимальная защита и мы не ходим, а ездим. Я использую кроссовые мотоботы TCX PRO 2.1:


Эти мотоботы проявили себя очень достойно и однажды спасли мне ногу! Из недостатков я бы выделил недостаточную длину среднего ремешка (второй сверху). Я использую 45-ый размер мотобот (мой размер ноги 42.5) и при надевании наколенников средний ремешок приходится застёгивать, серьёзно применяя силу. Если есть возможность удлинить средний ремешок, сделайте это обязательно! Если такой возможности нет, тогда сначала застёгивайте все остальные ремешки, а средний в самом конце. С трудом, но всё же сможете застегнуть.

Перчатки


Этот вид защиты также необходим. Перчатки защищают нашу кожу от кровавых мозолей — да-да, при активной езде мы мгновенно сдираем свою кожу о шершавые грипсы и о дальнейшей поездке можно забыть. Перчатки также бывают эндуро и кроссовые. Отличаются они тем, что кроссовые перчатки очень тонкие и не имеют защиты костяшек, а эндуро — напротив, более плотные и с защитой костяшек. Какие перчатки выбрать — здесь уже личное дело каждого. Я сначала использовал эндуро-перчатки, но рука очень быстро потела, а также в таких перчатках мне было достаточно сложно выжимать сцепление одним пальцем. В результате, я перешёл на кроссовые перчатки. Однако, отсутствие защиты костяшек в таких перчатках очень часто даёт о себе знать — почти в каждой поездке я сбиваю то одну, то другую костяшку о различные ветки, деревья и прочие «придорожные» элементы. Разумеется, это всё при наличии защиты рук/ручек на руле. Без такой защиты всё было бы гораздо хуже.

Эндуро-перчатки


Кроссовые перчатки


Вот и всё, пожалуй. Напоследок хочу сказать — берегите себя. Помните, что вас кто-то любит и ждёт. Пользуйтесь экипировкой в любой поездке на мотоцикле!

Вадим Master

7 комментариев

avatar
Не хватает:
1. Штаны кроссовые. ОЧЕНЬ удобны для езды, защищают вашу кожу от скользяка. Падал в своём экипе с 50-60 км/ч, даже ссадин не было.
2. Джерси — по желанию, по опять же, придумали её не для понта, сами понимаете.
3. «Бублик» на шею. Для любителей харда или очень быстрой езды считаю обязательным элементом. Летал через руль, бублика на шее не было, но повезло, на голову не упал. С тех пор не искушаю судьбу, купил себе защиту шеи.
4. Бронетруселя. Отлично защищают копчик и бока. Как я писал выше, летел со скорости 50-60 км/ч отдельно от мотоцикла, и ни синяка, ни ссадинки. Был одет в бронетруселя в том числе.
  • Oml
  • 0
avatar
Согласен! Эти моменты я опустил, так как хотел рассмотреть только самую основную часть экипировки. Исправлюсь! innocent
avatar
Одно из свойств Джерси заключается в яркой раскраске — мы очень часто ёрзаем по лесу, зарослям и другим местам с ограниченной видимостью и когда вдруг из леса вылетает «спортсмен» одетый во все черное, серое или вообще в камуфляж, на тёмном мотоцикле и без фары — заметить его очень трудно, а кинетичекская энергия столкновения… Это может оказаться очень важным на соревнованиях и совместных покатушках, при встречном или поперечном разъезде с посторонним транспортом и др.
А еще Джерси очень хорошо проветривается, стирается и трудно рвется
avatar
Более длинный ремешок на бот можно докупить отдельно. Например на луисе в Boot Accessories полно всяких разных.
avatar
Спасибо! Заказал себе ремешок на «МотоМото». Стандартный в сапогах = 16 см, я заказал на 18 см — самый длинный белого цвета. Есть 20 см, но красного цвета. Думаю, что дополнительные 2 см мне очень помогут!
avatar
Надо было брать красные: «DA RED GOES FASTA!» smile
avatar
Ну да, смотрелось бы шикарно! smiley
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.